Язык

  

 

 

 

Методические разработки "Православные праздники"

вкл. .

Тема: Православные праздники

Цель: познакомить с историей возникновения православных праздников и их традициями.

Задачи:

  • Расширять знания о культуре праздников;
  • Воспитывать у учащихся патриотические качества, духовную культуру;
  • Развивать творческую индивидуальность учащихся, коммуникативные навыки;

 «Начало инди́кту, си́речь новому лету». 14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием. Пожалуй, новолетие является самым незаметным православным праздником.

14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия, начинается годовой круг церковных праздников. Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и постов. Три круга богослужения — суточный, недельный и годовой — составляют суть церковного календаря. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.

Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы (8/21 сентября), а последний — Успение Богородицы (15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.

По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха — самый главный праздник, в каноне праздника Пасха называется «праздник праздником и торжество торжеством». Затем следуют Великие праздники (включают в себя 12 двунадесятых и недвунадесятые), за ними средние и малые. Торжество Воскресения Христова вспоминается также в каждый воскресный день (неделю).

В настоящее время, когда в нашем государстве провозглашено равенство религий и их независимость от государства, только Рождество Христово объявлено выходным днём и празднуется, как государственный праздник. Это, конечно, не делает Рождество Христово главным православным праздником (каким Рождество, кстати, является для остальных, неправославных, христиан). Праздником праздников для православных была и остаётся Пасха, Светлое Христово Воскресение. И празднуется Пасха в / не в пример шире остальных праздников. Но, согласно традиции, она всегда празднуется в воскресенье, так что государственным праздником она не стала

  • Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник урожая

В этот день в народе отмечали праздник урожая – день окончания жатвы: ходили друг к другу в гости, каждый хотел показать свое хлебосольство, все весело гуляли, пели песни. Особым обычаем было посещение новобрачных родными и знакомыми. На этот пир специально выбранный человек – "позыватый" – приглашал гостей следующими словами: "Приходите навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье, поучить их уму-разуму". Гостей угощали праздничным обедом, подносили им пиво, поэтому этот день еще называли "Поднесеньев".

Вторые "осенины"

День Рождества Богородицы совпадал с днем осеннего равноденствия, когда было принято обновлять в избах огонь – гасили старый и зажигали новый. В этот день в южнорусских губерниях совершали обряд второй встречи осени, первый раз осень встречали на Второй Спас или в Семенов день. В этот день девушки и женщины шли к реке, озеру или ручью "встречать осень". Там они устраивали праздничную трапезу, состоявшую из овсяного киселя и хлеба, а затем веселились, пели песни, плясали, играли в игры.

День рожениц

Раньше крестьянки в этот день в каждом селении устраивали "день рожениц". Поздравляли молодых матерей с младенцами, пекли пироги, варили мирскую кашу и собирали на угощение повивальных бабок. В Рязанской и в некоторых других губерниях этот день имел название "Аспосов день", что означает "день после Спаса".

  • Воздви́жение Честного и Животворящего Креста Господня - один из главных христианских праздников, принадлежащий к числу двунадесятых.

   Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

После свершения Распятия, Погребения, Воскресения и Вознесения Христова, Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. Обретение святого Креста произошло в царствование императора Константина Великого. Мать Константина, Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа.

Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, указал место – храм Венеры. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место.

Были найдены 3 креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрес умерший, которого проносили мимо. После обретения святого Креста император Константин Великий начал строительство целого ряда храмов.

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Православный праздник Рождества Богородицы, или Аспасов день, Богородичен день, Малая Пречистая Оспожинка, отмечается 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Церковное предание сообщает, что у Иоакима и Анны долгое время не было детей, и они очень скорбели об этом. Анна горячо молилась Богу и обещала, что, если у нее родится ребенок, она его посвятит Богу и отдаст на воспитание в Иерусалимский храм. И вот ангел предстал пред Анной и затем пред Иоакимом и сказал, что у них родится ребенок, о котором будут говорить во всем мире. Так родилась Дева Мария.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Это один из самых древних праздников христианской Церкви, связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан.

Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он пришел на реку Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы принять от него крещение.

Когда Иоанн крестил в воде Иисуса, открылось небо, и сошел на Иисуса Христа Святой Дух в виде голубя, и послышался голос с небес.

В память крещения Спасителя в праздник совершается великое освящение воды.

  • Сретенье Господне

Самый таинственный, загадочный праздник - Сретенье Господне. Он точно так же таинственен, как любая встреча. Мы никогда не знаем, что нас ждет при встрече с человеком. А когда человек встречается с Богом - тут слова меркнут. Праздник Сретенья - это встреча человека с Богом.

Когда рожденному Иисусу Христу исполнилось сорок дней, Мать Его и Иосиф принесли Младенца в храм.

В тот день Святой Дух повелел Симеону скорей идти в храм. Войдя, праведный старец увидел Младенца на руках Святой Матери. Симеон с радостью и со слезами взял Младенца на руки и произнес: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка”. Это означает: “Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира”.

  • Благовещение  -  означает «благая» или «добрая» весть.

В этот день Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее.

  • Вербное Воскресение

Согласно Библии, В ЭТОТ день Иисус на молодом осле – символе кротости и миролюбия – торжественно въехал в ворота Иерусалима. Собравшиеся люди приветствовали его как Мессию. Они размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед Ним свои одежды и пели Вход Господень в Иерусалим. Русская икона.

В Вербное воскресенье устраивались вербные базары, на которых можно было купить сладости, игрушки, книги, а также пучки вербы с привязанными к ним бумажными ангелочками.

  • Пасха

Неделя перед пасхой называется страстной. Великий четверг напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, его тело поместили в пещеру. В Великую субботу на Гроб Господень сошел Благодатный Огонь, знаменующий Воскресение Христа. На третий день, ночью, Иисус Христос ожил. Ангел Господень повелел рассказать об этом всем ученикам.

В старину на Пасху люди устраивали народные гулянья, игры, водили хороводы, совершался обход дворов, который напоминал святочное колядование. А еще на Пасху играли в "прятки". Кто-нибудь из взрослых выходил с утра в сад с подарками и прятал их. Проснувшись, дети бежали искать на площади устанавливали качели. Парни качали девушек до тех пор, пока те не назовут имени своего жениха. В это время пелись качельные припевки:

На святой неделюшке

Повесели качелюшки,

Сначала покачаешься,

Потом повенчаешься.

  • Вознесение Господне

Вознесение Господне, вспоминаемое на сороковой день по Пасхе, является одним из древнейших христианских праздников, установленным, по всей видимости, уже в IV веке. Великие отцы Церкви – святые Иоанн Златоуст и Григорий Нисский – являются авторами самых первых бесед на Вознесение, а блаженный Августин в своих сочинениях упоминает о повсеместном праздновании этого дня.

Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку. Примерно 400 годом датируется так называемый Бамбергский аворий – резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене. Основной сценой здесь является пришествие жен-мироносиц ко Гробу Господню, дополненное изображением юного безбородого Христа со свитком в руке, идущего по горе к небу. Из сегмента облака видна десница Бога, которая словно «втягивает» Спасителя на небо. Изображение на плакетке является буквальной иллюстрацией на текст Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. И так, он быв вознесен деснице Божиею…».

  • Святой Троицы

Великий праздник Святой Троицы, который называется еще Пятидесятницей (празднуется на 50-ый день после Пасхи) или Сошествием Святого Духа на апостолов, является днем рождения Святой Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын по Слову Его создал Церковь через Свое земное воплощение, а Дух Святой царит в ней.

  • Преображения Господня

Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас. Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа (6 августа по старому стилю) и имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (с 20 по 26 августа). Отдание праздника совершается 26 августа. Преображение Господне всегда бывает в дни Успенского поста. Устав разрешает в этот день вкушать пищу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки и виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.

После смерти и Воскресения Иисуса Христа Пресвятая Богородица прожила еще около двадцати лет. Апостол Иоанн, в доме которого в Иерусалиме Она поселилась, заботился о Ней как нежный и внимательный сын. Все христиане любили и почитали Ее. Матерь Божия была смиренна сердцем, в делах - добросовестна, говорила всегда только о нужном и добром. Она всем желала добра, никого не обижала и ни над кем не смеялась.