Язык

  

 

 

 

Технология производства посадочного материала культуры семейства пасленовых (посев, пикировка, уход)

вкл. .

УРОК-КОНКУРС

Технология производства посадочного материала культуры семейства пасленовых (посев, пикировка, уход)

 

Очень часто применяются традиционные (стандартные) формы проведения урока, но большинство из них не подходит для коррекционных групп, поэтому нужно применять на практике типы нестандартных уроков, таких как урок-сказка, урок-игра, урок-экскурсия и т.д. Однако ряд нестандартных типов уроков лучше использовать не как целый урок, а как этап урока. Дозированность связана с психофизическими и интеллектуальными особенностями обучающихся.

Мы разработали урок-конкурс, где есть элементы нестандартного урока (урока-игра).

Урок-конкурс -  это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где обучающиеся охотно слушают мастера и выполняют задания. Это урок, насыщенный многообразием учебных и игровых ситуаций, и каждая из них вызывает у обучающихся интерес. Это урок, на котором обучающегося не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и обучают. Урок-конкурс - это педагогическое произведение, мастер вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Качество урока зависит от степени подготовленности группы и от педагогического мастерства мастера производственного обучения. Повышение эффективности каждого урока – залог повышения качества обучения и воспитания.

Данный характер обучения является наиболее продуктивным и актуальным  для работы с обучающимися. При таком подходе обучающимся хочется обучаться, потому что каждый раз мастер предлагает что-то новое и интересное. Создаются ситуации живого общения, задаются вопросы, используется частично-поисковый метод обучения и т.п.

Такой характер обучения более уместен и с точки зрения коммуникативной направленности процесса обучения, о которой так много говорят в последнее время.

Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, способствует более успешному обучению.

Такой вид урока, урок-конкурс, можно проводить  во всех учебных заведениях коррекционного типа.

Цель:

Образовательная: обеспечить проверку практических умений у обучающихся по выращиванию овощных культур и оценить индивидуально.

Развивающая: развить умение выполнять технологические операции по алгоритму.

Воспитательная: воспитать у обучающихся нести ответственность за выполнение своих действий, умение работать в команде.

Методическая цель: развить умения самостоятельно работать с дидактическими пособиями («Инструкция по охране труда при работе на учебно-опытном участке», «Карта практических заданий»)

Тип: урок применения знаний и умений.

Вид: урок-конкурс

Оснащение:

Оборудование кабинета: рабочие столы.

Посуда: емкость с водой, емкость с почвой, ящики с почвой.

Инвентарь: перчатки, ветошь, распылитель, рыхлитель, совок, маркёр, пленка, уплотнитель, лейка, пикировочный колышек, одноразовые стаканчики.

Сырье: посевной и посадочный материал.

Документы письменного инструктирования: инструктаж по ТБ, карта практических заданий.

Межпредметные связи: биологические основы агрономии, технологии предпосевной и основной обработки почвы, технологии производства посадочного материала сельскохозяйственных культур, технологии производства продукции растениеводства.

 

Ход урока-конкурса

 1. Организационный момент: взаимное приветствие, проверка наличия спецодежды, разделение группы на 2 команды («Томаты» и «Огурцы»), назначение капитанов команд. Представление жюри.

2. Сообщение обучающимся темы урока-конкурса:              

Сегодня тема нашего практического урока-конкурса: «Технология производства посадочного материала овощной культуры семейства Пасленовых» (посев, пикировка и уход).

3. Сообщение цели предстоящей работы:

У вас сегодня будет проверка практических умений по выращиванию овощных культур, а именно культуры томат – это провести посев в ящики, пикировку в емкость (одноразовые стаканчики) и уход.

В течение занятия вы должны уметь выполнять технологические операции по алгоритму, который будет у вас на каждое задание,  научиться самостоятельно работать с дидактическими пособиями: «Инструкция по Технике безопасности», «Карта практических заданий» (состоит из 3-х заданий).

Вы нам покажите свои умения работать в команде.

4. Проверка теоретических знаний.

Но перед тем как вам приступить к выполнению практического задания, у вас будет небольшая проверка теоретических знаний по теме нашего урока-конкурса в виде теста. Необходимо обвести правильный ответ прямо в карточке. Обязательно подписать свою фамилию. На выполнение задания 10 минут. Кто ответит на все вопросы, отдает жюри на проверку. Баллы будут засчитываться как каждому из вас, так и всей команде.

5. Проведение инструктажа по охране труда при работе на учебно-опытном участке.

Мы с вами проверили ваши знания теории, жюри проверит и поставит баллы всем, а мы приступим к практическим заданиям, но перед этим вы мне скажите, какие есть требования безопасности перед началом работы, во время и по ее окончанию.

5.1. Охрана труда перед началом работы

А) Надеть спецодежду, которая не будет затруднять движения;

Б) Проверить исправность используемого инвентаря;

В) Убедиться в наличии медицинской аптечки.

5.2. Охрана труда во время работы

А) Соблюдать осторожность при работе с использованием инвентаря, переносить его только в вертикальном положении, заостренной частью вниз, не передавать его друг другу броском, не класть на стол заостренной частью вверх, не направлять заостренной частью на себя и на своих товарищей;

Б) Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не употреблять во время выполнения задания пищу, не пить воду из емкостей для полива.

5.3. Охрана труда по окончанию работы

А) Очистить рабочий инвентарь;

Б) Тщательно вымыть руки с мылом и вытереть полотенцем.

6. Выполнение обучающимися «Карты практических заданий».

Требования вы знаете, молодцы. Теперь первое практическое задание.

Задание №1. Посеять семена томата в ящики загущенным способом. Задание проводится командно, т.е. каждый участник команды выполняет определенную технологическую операцию. Сейчас мы разберем последовательность работы.

Первый человек маркёром делает поперечные бороздки 1,5-2 см на расстоянии 2,5-3 см друг от друга.

Второй: распылителем увлажнит бороздки.

Третий: разложит равномерно загущенным способом семена томата в бороздки.

Четвертый: закроет семена почвой.

Пятый: выровняет почву и слегка уплотнит.

Шестой: закроет ящик пленкой и уберет в теплое место.

Во время выполнения задания и по его окончанию жюри оценит вашу работу.

А сейчас переходим к следующему заданию.

Задание №2. Провести пикировку рассады томата в отдельную емкость  (одноразовые стаканчики белого и зеленого цветов).

Задание выполняется индивидуально и самостоятельно. Каждый обучающийся должен от начала до конца провести технологический процесс по пикированию рассады томата, работая с «Картой практических заданий»,  которая у каждой команды  лежит на столе.

Переходим к следующему и завершающему заданию. Как и второе это задание проводиться индивидуально.

Задание №3. Провести уход за рассадой томатов.

Задание не сложное. Необходимо провести рыхление почвы, полить рассаду и сделать подсыпку грунта.

Во время выполнения задания и по его окончанию жюри оценит вашу работу.

7. Окончание урока

Жюри будет сейчас подводить итог по всем трем практическим заданиям и одному теоретическому, вы в это время прибираете рабочие места, садитесь по своим командным местам и заполняете «Карту самоконтроля обучающихся».

После жюри огласит результаты.

8. Завершение урока.

Жюри оглашает результаты и оценки за урок. Отмечаются положительные и отрицательные (если есть) моменты по командам и индивидуально.

 Проходит награждение всех обучающихся сертификатами «Участника урока-конкурса «Юный овощевод». Делается общее фото на память.

 Теоретический контроль

(индивидуальное задание)

Карточка №1

1. На какую глубину делаются бороздки для посева семян томата

1. 0,5 - 1 см

2. 1,5 – 2 см

3. 4 – 5 см

2. Чем заполняем емкости для пикировки рассады томата

1. Песок

2. Глина

3. Почвосмесь

3. Каким инструментом делается углубление в емкости (стаканчике) при пикировки рассады

1. Пальцем или пикировочным колышком

2. Линейка

3. Маркёр

4. На какую глубину при пикировке делается углубление

1. 1,5 – 2 см

2. 2 – 2,5 см

3. 2,5 – 3 см

5. Бороздки перед посевом семян должны быть…

1. Залиты

2. Сухими

3. Увлажнены

 

Карточка №2

1. Какая ширина должна быть между  бороздками при посеве семян томата

1. 2,5 - 3 см

2. 3 – 3,5 см

3. 3,5 – 4 см

2. Чем заполняем емкость для посева семян томата

1. Песок

2. Глина

3. Почвосмесь

3. Каким инструментом делаются бороздки при посеве семян

1. Пальцем или пикировочным

2. Маркёр

3. Линейка

4. На какую глубину проводится рыхление рассады томата

1. 0,5 см

2. 1 см

3. 1,5 см

5. Углубление перед пикировкой рассады должно быть…

1. Залитым

2. Увлажненным

3. Сухим

  

Ответы на тесты

Карточка №1

1 – 2

2 – 3

3 – 1

4 – 2

5 - 3

Карточка №2

1 – 1

2 – 3

3 – 2

4 – 1

5 - 2

 

Дидактический материал «Карта практических заданий»

Задание №1. Командное. Посеять семена томата в ящики загущенным способом.

Инвентарь: перчатки, ветошь, линейка, распылитель, маркёр, пленка, уплотнитель.

1. Маркёром сделать поперечные бороздки на глубину  1,5-2 см на расстоянии 2,5-3 см друг от друга;

 

2. Провести предпосевной полив (распылителем увлажнить бороздки)

3. Разложить равномерно загущенным способом семена томата в бороздки;

 

 

 

4. Семена закрыть почвой;

 

5. Выровнять почву и слегка уплотнить;

6. Закрыть ящик пленкой и убрать в теплое место.

 

      

Пикировка рассады томата в отдельную емкость 

 (одноразовые стаканчики).

Инвентарь: перчатки, ветошь, лейка, измерительный колышек, одноразовые стаканчики, совок, распылитель.

Технологическая операция

Наглядный пример, картинка

 

1.

 

Наполнить стакан почвосмесью.

    

 

2.

 

Измерительным колышком или пальцем по центру сделать посадочное место, глубиной  2-2,5 см.

 

 

3.

 

Предпосадочный полив (полить сделанное углубление с помощью лейки)

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

а) Перед началом работы ящики с сеянцами томата умеренно полить из лейки;

б) при помощи совка подкапать сеянец, начиная с края ящика томата;

в) корневую систему сильно не повреждать.

 

 

 

Рассаду поместить в посадочное место.

 

а)    

б)      

в) 

 

 

6.

 

Засыпать корни, обжать почву вокруг корней так, чтобы не оставалось воздуха.

 

 

7.

 

Почву вокруг сеянца выровнять, слегка уплотнить, проследить, чтобы примерно 1 см стебля оставался над землей.

 

 

8.

 

Умеренно увлажнить почву с помощью распылителя.

 

 

9.

 

Убрать в затененное место.

 

 

 

Уход за рассадой томатов

 

Инвентарь: перчатки, ветошь, распылитель, рыхлитель, емкость с почвой, совок.

А) Рыхление почвы: с помощью рыхлителя аккуратно прорыхлить верхний слой почвы, глубиной примерно 0,5 см вокруг саженца.

Б) Полив: умеренно полить растение из распылителя.


В) Подсыпка грунта: с помощью совка взять почву из ёмкости и аккуратно подсыпать вокруг сеянца.

 

Критерии оценки выполненного задания

 

Задание №1. Посеять семена томата в ящики загущенным способом.

1. Смотрится (учитывается) параллельность бороздок, перпендикулярность к длинному краю ящика, необходимое расстояние между ними (2,5-3 см) и глубина бороздки (1,5-2 см). Погрешность 25%.

2. Равномерное и умеренное увлажнение бороздок с помощью распылителя.

3. Равномерное распределение семян томата в бороздке.

4. Все семена должны быть закрыты почвой.

5. Поверхность почвы быть  ровной, слегка уплотненной.

6. Облегание пленки вокруг ящика со всех сторон, сверху должно быть определенное натяжение.

Задание №2. Провести пикировку рассады томата в отдельную емкость (одноразовые стаканчики).

1. Умеренно плотное наполнение стакана почвосмесью до краев.

2. Глубина посадочного места должно быть не больше 2-2,5 см. Погрешность 25%.

3. Умеренность полива посадочного места (углубления) с помощью лейки.

4. Аккуратность выкапывания сеянца из ящика, не нарушая и не повреждая рядомстоящие сеянцы. Сохранность корневой системы.

5. Не должно быть сильного заглубления сеянца.

6. Умеренное обжатие  почвы вокруг сеянца. А также при выполнении данной технологической операции сеянец не должен сильно углубиться относительно края стаканчика.

7. Наличие стебля над поверхностью земли примерно 1 см.

8. Умеренность увлажнения почвы из распылителя.

9. Аккуратность составления на подготовленное место (стол).

Контрольная проверка: потянуть сеянец за семядольные листочки, если сеянец вытягивается с трудом из почвы, значит пикировка проведена верно.

Задание №3. Провести уход за рассадой томатов.

А) Аккуратное рыхление верхнего слоя почвы, глубиной 0,5 см.

Б) Умеренность полива из распылителя (почва влажная на всю глубину, 1-2 мм верхнего слоя более влажный, застой воды исключен).

В) Аккуратность подсыпки вокруг сеянца.

 

 

Список использованных источников

 

1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. – Дрофа, 2011.

2. Корчагина В.А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – 1993.

3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. – 2008.

 

Приложение

Сводный оценочный лист

№ п/п

ФИО

Тест, балл (5б)

Практические задания, балл

Всего баллов (23 балла)

Оценка

 №1 (6 б)

 №2 (9 б)

№3 (3 б)

индив

коман

индив

коман

индив

коман

индив

коман

индив

коман

индивидуально

I команда

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

II команда

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

                                   

Критерии оценки:

22 - 23 балла – «5»

20 - 21 балла – «4»

19 - 20 балла – «3»

 

Оценочный лист

Задание № 1. Посеять семена томата в ящики загущенным способом.

№ п/п

ФИО

Критерии оценок

Всего баллов

Командный балл

Выполнение бороздок

Предпосевной полив

Посев семян

Закрытие семян

Уплотнение почвы

Закрытие пленкой

0 – 1 Б

0 – 1 Б

0 – 1 Б

0 – 1 Б

0 – 1 Б

0 – 1 Б

6

6

I команда

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

II команда

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

Критерии оценки:

Задание правильно выполнено - «+» - 1 балл                           

Задание не выполнено «-» - 0 баллов   

Задание выполнено, но не совсем правильно «+/-»   - 0,5 баллов                  

Оценочный лист

Задание № 2. Провести пикировку рассады томата в отдельную емкость   (одноразовые стаканчики).

№ п/п

ФИО

Критерии оценок

Всего баллов

Коман-дный балл

Напол-нение стакана

Глубина посадоч-ного места

Умерен-ность полива пос.места

Аккурат-

ность выкапывания сеянца из ящика

Заглублен-ность сеянца

Умеренность обжатия почвы вокруг сеянца

Наличие стебля над поверхнос-тью земли

Умерен-ность увлажнения почвы

Аккурат-

ность составле-ния на

стол

0 - 1Б

0 - 1Б

0 - 1Б

0 - 1Б

0 - 1Б

0 - 1Б

0 - 1Б

0 - 1Б

0 - 1Б

9

9

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки:

Задание правильно выполнено - «+» - 1 балл                           

Задание не выполнено «-» - 0 баллов   

Задание выполнено, но не совсем правильно «+/-»   - 0,5 баллов                  

 

Оценочный лист

Задание № 3. Провести уход за рассадой томатов.

№ п/п

ФИО

Критерии оценок

Всего баллов

Команд-ный балл

Аккуратность рыхления верхнего слоя почвы

Умеренность полива из распылителя

Аккуратность подсыпки вокруг сеянца

0 - 1Б

0 - 1Б

3

3

3

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 Критерии оценки:

Задание правильно выполнено - «+» - 1 балл                           

Задание не выполнено «-» - 0 баллов   

Задание выполнено, но не совсем правильно «+/-»   - 0,5 баллов