Язык

  

 

 

 

Рекомендации для педагогов - Памятка о темпераменте

вкл. .

 

 Сангвиник

1. веселы и жизнерадостны;

2. энергичны и деловиты;

3. часто не доводите начатое дело до конца,

4. склонны переоценивать себя,

5. способны быстро схватывать новое;

6. неустойчивы в интересах и склонностях;

7. легко переживаете неудачи и неприятности;

8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

9. с увлечением беретесь за любое дело;

10. быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;

12. тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой;

13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;

14. выносливы и работоспособны;

15. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;

16. сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;

17. обладаете всегда бодрым настроением;

18. быстро засыпаете и пробуждаетесь; несобранны, проявляете поспешность в решениях;

20. склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться,

Сангвиник – человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, балагуром. Такому человеку присущи жизнерадостность и целеустремленность. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакт с незнакомыми людьми, будучи хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям. При отсутствии глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство, склонность к зазнайству и легкомыслие. Чтобы этого избежать, сангвинику хорошо общаться с интересными и энергичными людьми, поскольку наше окружение часто способно направить наши мысли в определенное русло. А сангвиник не мыслит себя без общения!

 

Меланхолик

1. стеснительны и застенчивы;

2. теряетесь в новой обстановке;

3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;

4.не верите в свои силы,

5. легко переносите одиночество,

6. склонны ходить в себя;

7. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

8. быстро утомляетесь;

9. обладаете слабой, тихой речью;

10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11, впечатлительны до слезливости;

12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

13. предъявляете высокие требования к себе и к окружающим;

14. склонны к подозрительности, мнительности;

15. болезненно чувствительны и легко ранимы;

16. скрытны и необщительны

17 чрезмерно обидчивы;

18. малоактивны и робки.

19, безропотно покорны;

20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих

Меланхолический темперамент деятельности свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью. Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, поскольку он придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание. Даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит. В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, мягкий, доброжелательный, умеющий сопереживать и сочувствовать. При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека. Ранимого и обидчивого. Неблагоприятными условиями для него могут стать постоянное давление со стороны окружающих, принятие на себя невыполнимых обязательств и общение с людьми, которые не в состоянии или не желают понимать, что не все люди одинаковы.

Холерик

1. не усидчивы, суетливы;

2. не выдержаны, вспыльчивы;

3. нетерпеливы;

4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми, 5. решительны и инициативны,

6. упрямы:

7. находчивы в споре;

8. работаете рывками;

9. склонны к риску;

10. незлопамятны и необидчивы;

11. обладаете быстрой, страстной со сбивчивыми интонациями речью;

12. неуравновешенны и склонны к горячности;

13. агрессивный забияка,

14. нетерпимы к недостаткам;

15. обладаете выразительной мимикой;

16. способны быстро действовать и решать;

17. неустанно стремитесь к новому;

18. обладаете резкими и порывистыми движениями;

19. настойчивы в достижении поставленной цели;

20. склонны к резким; сменам настроения,

Холериков отличает порывистость и эмоциональность. Иногда его характеризуют как вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но не продолжительны. У людей с общественными интересами данный темперамент проявляется в инициативности, принципиальности, увлеченности и целеустремленности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерик может стать раздражительным, невыдержанным и нетерпеливости. Ему лучше не создавать себе препятствий при возможности реализации своих способностей, иначе энергия, кипящая внутри, будет направлена на близких людей, что не всегда идет им на пользу.

 

 

Флегматик

1. спокойны и хладнокровны;

2. последовательны и обстоятельны в делах;

3. осторожны и рассудительны;

4. умеете ждать;

5. молчаливы и не любите попусту болтать;

6. обладаете спокойной, размеренной речью, с остановками без резко выраженных эмоций;

7, сдержанны и терпеливы;

8. доводите начатое дело до конца;

9. не растрачиваете попусту сил;

10. строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;

11. легко сдерживаете порывы;

12, мало восприимчивы к одобрению и порицанию;

13. незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

14. постоянны в своих отношениях и интересах;

15. медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

16. ровны в отношениях со всеми;

17. любите аккуратность и порядок во всем;

18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19. обладаете выдержкой;

20. чувствуете скованность в общении с новыми людьми,

Флегматики более хладнокровные люди. Они производят впечатление скорее склонности к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, активной работоспособности, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются устойчивыми. Флегматик обычно ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам (бурным эмоциональным состояниям, которые не поддаются самоконтролю). Положительные черты характера, свойственные этому типу темперамента – выдержанность, глубина мыслей, постоянство, терпеливость, ответственность, надежность. При неблагоприятных условиях флегматик может стать безвольным ленивым, вялыми безучастным к происходящим событиям, замкнутым и медлительным человеком. Это может случиться, если окружающие требуют или сам флегматик пытается одинаково успешно заниматься несколькими серьезными делами, быстро переключаясь с одного занятия на другое.

 

Характеристика темперамента и

принципы педагогического подхода к учащимся с разными темпераментами

Темперамент

Характеристика

         «+»                     «-»

Педагогический подход

Холерик

 

Энергичность

Увлеченность

Подвижность

Целеустремленность

Активность

Инициативность

 

 

 

Вспыльчивость

Агрессивность

Неуравновешенность

Нетерпимость

Конфликтность

Обидчивость

Изменчивость (перепады настроения)

Недоведение дела до конца

 

  • · Постоянная занятость для выхода энергии
  • · Аргументированное выставление оценок
  • · Контроль и руководство выполнения работы
  • · Уважительное отношение к личности для предупреждения агрессивных взрывов
  • · Тренировка выдержанности и эмоциональной устойчивости
  • · Контроль результативности
  • · Противопоказаны монотонные, однообразные виды работы, требующие усидчивости
  • · Рекомендуется работа, требующая самостоятельного поиска и смены обстановки
       

 

Характеристика темперамента и

принципы педагогического подхода к учащимся с разными темпераментами

 

Сангвиник

 

 

Жизнерадостность

Увлеченность

Отзывчивость

Общительность

Оптимистичность

Инициативность

Открытость

Склонность к лидерству

Легко привыкают к новым условиям

 

 

 

 

Склонность к зазнайству

Легкомыслие

Поверхностность

Сверобщительность

Ненадажность

Беспечность

Несклонны к беспокойству

 

 

  • · Вовлеченность в разнообразные
  • · интересные для него виды деятельности
  • · Широкий круг общения
  • · Условия для проявления инициативы
  • · Контроль за деятельностью
  • · Контроль результативности
  • · Давать возможность проявлять самостоятельность, организованность

 

 

 

 

Характеристика темперамента и

принципы педагогического подхода к учащимся с разными темпераментами

 

Флегматик

 

Устойчивость

Постоянство

Терпеливость

Самообладание

Надежность

Спокойствие

Склонен к порядку

Доброжелательность

Осмотрительность

Миролюбивость

 

 

 

Медлительность

Безразличие

Сухость

Трудно переключается с одного вида деятельности на другой

Трудно приспосабливается к новым условиям

 

 

  • · Индивидуальное задание и индивидуальный темп работы
  • · Включение в группу только с согласия учащегося (не навязывать ему общение)
  • · Невмешательство во внутренний мир
  • · Четкое целеполагание и мотивация учебной деятельности
  • · Рекомендуется работа, требующая методичности, точности, усидчивости
  • · Противопоказана работа, требующая быстроты действий

 

 

 

 

 

Характеристика темперамента и

принципы педагогического подхода к учащимся с разными темпераментами

 

 

Меланхолик

 

Чувствительность

Мягкость

Человечность

Эмоциональность

Склонность к рассуждениям

 

 

Низкая работоспособность

Мнительность

Ранимость

Замкнутость

Необщительность

Застенчивость

Обидчивость

Нерешительность

 

 

 

  • · Обстановка взаимоуважения и тактичного общения на занятиях
  • · Исключение соревновательных ситуаций
  • · Долговременные поручения, совпадающие с интересами и увлечениями учащегося
  • · Защита от грубости, необоснованных подозрений
  • · Акцентировать успехи, неудачи обсуждать индивидуально